Забит сажевый фильтр (катализатор): признаки и причины
Cажевый фильтр - что это?
Сажевый фильтр (катализатор) – это часть выхлопной системы, главной задачей которого является очистка отработанных (выхлопных газов) двигателя от углеродных частиц, которые выбрасываются в атмосферу. Он представляет собой керамический блок из карбида кремния с большим количеством тонких каналов для прохода отработанных газов.
Сажевый фильтр - история изобретения
В 50-годах прошлого столетия из-за большого роста транспортных средств в крупных городах Америки, фиксировалось значительное увеличение смога в окружающей среде.
Обеспокоенный этой проблемой, в 1953 году американский химик-технолог Юджин Гудри сделал первый опытный образец устройства, которое бы помогло защитить воздух от этих воздействий. Но опытный образец оказался неудачным из-за невозможности справляться с большей частью свинца американского бензина.
Но уже в 1956 году коллектив инженеров во главе с Гудри получили патент на устройство, снижающее токсичные выбросы авто, которое в итоге получило название - каталитический нейтрализатор.
Как работает катализатор
Внутри конструкция катализатора похожа на соты, которые увеличивают контактную площадь поверхности с выхлопными газами. По всей плоскости поверхности нанесен так называемый химический катализатор – преимущественно платино-иридиевой сплав. Угарный газ или окись водорода (CO), сажа (CH) и азотные оксиды (NO, NO2), которые полностью выгорели, контактируют с этой увеличенной поверхностью и окисляются благодаря кислороду, который также присутствует в отработанном газе.
Во время работы двигателя выделяется тепло, которое в свою очередь, разогревает катализатор и активизирует реакцию окисления. Оптимальные условия работы каталитического нейтрализатора – от 400 до 800 градусов по Цельсию.
При условии, что катализатор работает и он исправен – в выхлопных газах, которые прошли через него, резко падает концентрация вредных соединений, и автомобиль приносит гораздо меньше вреда окружающей среде (согласно установленных экологических норм).
Забит сажевый фильтр (катализатор) - признак недадува турбины?
Загрязнение сажевого фильтра происходит в случае эксплуатации авто на коротких дистанциях. Фильтр не успевает прогреться до нормальной рабочей температуры, чтобы полноценно ликвидировать скопившуюся сажу.
При этом становится затруднен выход отработанных газов, уменьшается их скорость. В результате уменьшается скорость вращения вала турбокомпрессора, что приводит к недодуву. Также появляется избыточное давление в корпусе турбины. Частицы сажи попадают в средний корпус турбокомпрессора, что в итоге приводит к его поломке.
Причины забитого сажевого фильтра
- Длительное использование некачественного топлива, которое сгорает не полностью и в следствии чего, образуется большое количество углеродных частиц (сажи). Из-за этого внутри носителя может возникнуть дожиг паров топлива, что привело его к перегреву и деформации
- Разрушение наполнителя из-за механических ударов по корпусу (например, езда по неровной дороге)
- Эксплуатации авто на коротких дистанциях без прогрева двигателя.
Как проверить сажевый фильтр (катализатор) на забитость
Нужно ориентироваться на датчики загрязненности СО2, (лямбда-зонды), на современных автомобилях устанавливается 2 датчика загрязненности СО2, один до катализатора, второй после. В отчете об ошибках компьютера своего автомобиля вы можете найти информацию о состоянии лямбда-зондов, и прохождении газов через них. Также на некоторых СТО "сервисмены" могут произвести замер прохождения отработанных газов через выхлопную магистраль, не производя ее демонтаж.
Забит сажевый фильтр – серьезная неисправность, которую не стоит оставлять без внимания, она может привести к выходу из строя турбины и падению мощности двигателя.
Завод «Турбоком-Инвест» занимается собственным производством турбин для отечественной техники. Номенклатура завода включает в себя более 120+ моделей турбин.
Оставить комментарий